Мой девиз:


Мой девиз: "Бороться и искать, найти и поделиться!"

суббота, 15 мая 2010 г.

Порядок в доме и в голове.

Просматривая электронные книги, посвящённые психологии, нашёл некоторые мысли французского писателя и поэта, а так же комментарии специалистов на тему порядка и бардака. А именно:

Антуан де Сент-Экзюпери

"В одной болгарской сказке рассказывается о старике, который задумал женить сына - но непременно на девушке аккуратной и работящей. Однажды, нагрузив телегу плодами своего сада, он отправился в соседнее село и принялся всем на удивление кричать: "Меняю фрукты на мусор!" Многие поспешили воспользоваться этой причудой и понесли старику на обмен мешки разного сора. Только одна девушка принесла маленький узелок, посетовав что больше мусора в доме не нашлось. К ней-то старик и заслал сватов и, говорят, не ошибся: хозяйка она оказалась замечательная и молодая семья зажила в радости и достатке."


Сегодня, заходя в иной дом, сразу вспоминаешь старую сказку. При виде разбросанных вещей, намытой посуды, многодневного слоя пыли трудно подавить усмешку: видно, эта семья создавалась по иным принципам сватовства. А где-то царит порядок, граничащий со стерильностью, и даже боязно что-то задеть или подвинуть. Трудно удержаться о комплимента хозяйке и не порадоваться за благополучие в доме. Хотя, как ни странно, благополучие присутствует тут совсем не обязательно. Бывает, что в прибранном доме царит атмосфера напряжения и недовольства. А бывает и наоборот: в захламленной квартире люди живут душа в душу, довольны собою и друг другом. Отчего так происходит?


Американский психолог Улиям Джеймс считал, что в структуру человеческой личности, следует включить и все то, что человек считает своим: и любимые книги на домашней полке, и повседневную одежду, копирующую своими складками форму нашего тела, и дорогие сердцу вещи, и многое другое. Это своего рода наше физическое Я (просто символ), в котором не менее явно, чем в словах и поступках, отображается наш внутренний мир. Убранство дома - это неотъемлемый элемент этого физического Я (этого символа), и, оглядев внимательно жилище, многое можно сказать о его обитателях. Конечно, первое, что бросается в глаза, - это порядок и беспорядок. Что же это может значить с точки зрения психологии?


Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой. Беспорядок - верный признак недисциплинированности и неаккуратности, а значит, вероятно, и общей разболтанности и необязательности. И наоборот, идеальный порядок - свидетельство душевной гармонии и твердых принципов. Однако такое объяснение слишком просто, чтобы быть абсолютно верным. Ибо жизнь на каждом шагу подсказывает иные, не столь однозначные выводы.


Почти все родители подросток сетуют на неаккуратность своих детей, на то, невозможно заставить их соблюдать порядок в своей комнате. Дело в том, что интересы растущего человека очень широки, направлены главным образом во внешний мир и мало привязаны к мелким материальным подробностям быта. Только ощутив на себе все неудобства,которые несет беспорядок, подросток постепенно приобретает аккуратность. Когда нужные номера телефонов записываются на случайных клочках, когда не знаешь, куда засунул необходимую вещь, когда место предназначенное для занятий или встречи с друзьями, оказывается безобразно захламлено, поневоле начинаешь заботится о порядке. Конечно, даже самых маленьких детей учат убирать за собой игрушки и класть вещи на место. Но настоящую аккуратность человек приобретает значительно позднее - лишь став зрелой личностью. До этого необходимость порядка ему неведома. Ведь росту нужна стабильность.


Значит ли это, что беспорядок в доме свидетельствует: хозяину (или хозяйке) так и не удалось по настоящему повзрослеть? Может быть и так, и человек живет "без руля и ветрил", во всем поступая подобно малому дитя. Но проблема может быть и глубже. В конце концов мы все понимаем: нехорошо разбрасывать вещи где попало. Если же человек оказывается хронически неспособен навести в доме порядок, то это может свидетельствовать о серьезном внутреннем конфликте. Разбросанная одежда, накопившийся мусор и т.п. словно твердят за хозяина дома: я не властен ни над собой, ни над окружающим миром, не способен поставить вещи на свои места. Раковина, полная немытой посуды, переполненное мусорное ведро, неделями накапливаемое грязное белье добавляют: я не умею распределять свои силы, ставить перед собой задачи и планомерно их решать.


 Очевидно: если человек не умеет организовать мелкие подробности своего быта, то и задачи посерьезнее ему едва ли по плечу.
Не кажется ли вам, что дела ваши не спорятся, все идет не так, как хотелось бы, и вообще - все серьезные жизненные ситуации вышли из под контроля? Наверняка вы предпочли бы избавится от этого неприятного ощущения. Начните с малого. 
 Оглядите свое жилище - прямое продолжение вашего Я - и заметьте, где требуется навести порядок. Раскладывая по полочкам разбросанные вещи, вы в действительности делаете намного больше: учитесь и все свои проблемы упорядочивать, "раскладывая по полочкам". Внесите ясность в свое "физическое Я", и тогда более ощутимые результаты не заставят себя ждать.
 Порядок в доме - это не цель, а необходимое условие, средство для решения по-настоящему серьезных жизненных задач. Поняв эту простую истину, мы и найдем ту золотую середину, которая отличает подлинную гармонию - материальную и душевную.

2 комментария:

  1. Дима! Я работала в магазине, и у нас была менеджер, у которой на мой взгляд, и на взгляд других сотрудников, стол выглядел хуже мусорной корзины, все бумаги лежали валом. Один раз, не помню причину, но один день вместо нее посадили другую девочку, у которой видимо давно чесались руки, привести стол в порядок. Она это сделала. На следующий день, наш менеджер была очень (скажем) недовольна, тем, что сделали с ее бумагами и столом. Моя мысль ведется к тому, что у каждого свой порядок, вернее понимание порядка. Ведь эта менеджер, когда мы приходили к ней с вопросом, с такой ловкостью извлекала бумажки из своей кучи на столе, и быстро давала ответ, не заставляя долго ждать. Она великолепно ориентировалась в своем "порядке". Но мысль твоя в любом случае мне понятна, нужно организовать себя, навести свой "порядок" в документах, голове, что бы ничего не мешало в ходе работы или жизни.

    ОтветитьУдалить
  2. Дмитрий, я с вами полностью согласна, прежде чем начинать большие дела, нужно справиться с мелкими.
    Много мелких незавершенных дел ложатся тяжелым грузом на плечи и не дают двигаться вперед.

    ОтветитьУдалить